МЫ ПЕРЕЕХАЛИ
     Финансовые инструменты Биржи Законодательство Налогообложение Фундаментальный анализ Технический анализ Полезная информация
Обучение >> Фундаментальный анализ >> Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Показатели рентабельности
Показатели ливидности
Показатели финансовой устойчивости
Показатели деловой активности
Инвестиционные критерии

Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

На основе результатов анализа факторов финансово-хозяйственной деятельности предприятия инвестор должен определить, какова доходность инвестиций с учетом возможных рисков (как внутренних, так и внешних), ликвидность инвестиций, а также определить ориентировочную стоимость пакета акций, который предполагается приобрести, с учетом оцененного риска и доходности инвестиций.

Структура и глубина анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности компаний во многом зависят от прозрачности информации о корпорации. В целях проведения анализа корпораций используются коэффициенты, которые применяются для сопоставления с аналогичными показателями других компаний той же отрасли и со среднеотраслевыми показателями. Эти показатели могут использоваться для выявления динамики и тенденций показателей, а также для сравнения с планируемыми и и сопоставления с эталонными показателями.


Показатели рентабельности

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

  • Коэффициент рентабельности продаж (Return on sales), %

    Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Главный и наиболее часто упоминаемый показатель рентабельности. Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах.

    ROS = ( ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ ) * 100%

  • Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return on shareholders' equity), %

    В сущности, главный показатель для стратегических инвесторов. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала также характеризует эффективность работы менеджеров компании- эмитента.

    ROE = ( ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ) * 100%

  • Коэффициент рентабельности активов предприятия (Return on assets), %

    Позволяет определить эффективность использования активов предприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов.

    ROA = ( чистая прибыль / активы предприятия ) * 100%

Показатели ликвидности

Показатели ликвидности характеризуют способность предприятия быстро погашать собственные краткосрочные долговые обязательства перед кредиторами предприятия.

  • Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash ratio)

    Этот коэффициент показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных ценных бумаг и депозитов, т.е. абсолютно ликвидных активов предприятия. Этот показатель позволяет определить, имеются ли у предприятия ресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации.

    CR = (ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА + КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ) / ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

  • Коэффициент срочной ликвидности (Quick ratio)

    Этот коэффициент представляет собой отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам. При снижении коэффициента срочной ликвидности предприятие может столкнуться с временным дефицитом ликвидных средств, однако эта проблема может быть разрешена, в том случае если предприятие имеет кредитную линию в кредитных учереждениях или высокий кредитный рейтинг, позволяющий выгодно продать собственные облигации на финансовом рынке.

    QR = (ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА + КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ + СЧЕТА К ПОЛУЧЕНИЮ) / ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ

  • Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio)

    Показатели ликвидности показывают, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами. Анализ ликвидности позволяет оценить, в какой степени предприятие в состоянии покрывать свои текущие долги, каков уровень надежности этого покрытия, возможно ли дополнительное привлечение краткосрочных обязательств без критического ухудшения ликвидности. Показатели ликвидности являются ограничивающим фактором для эффективности предприятия. Рост эффективности деятельности компании часто происходит при снижении общего уровня ликвидности, и наоборот.

    CR = ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ / ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ

  • Чистый оборотный капитал (Net working capital)

    Чистый оборотный капитал необходим предприятию для поддержания финансовой устойчивости, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.

    NWC = ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ - ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ

Показатели финансовой устойчивости

Показатели финансовой устойчивости отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень финансовой независимости компании от кредиторов.

  • Коэффициент финансовой независимости (Equity to Total Assets)

    Этот коэффициент характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании и тем выше риск неплатежеспособности. Считается, что в предприятие с высокой долей собственного капитала инвесторы, и особенно кредиторы, вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. Кроме того, компании с высокой долей привлеченных средств, как правило, должны производить значительные выплаты по процентам, и соответственно средств, остающихся для обеспечения выплат дивидендов и создания резервов, будет меньше.

    ETA = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Суммарные обязательства к суммарным активам (Total debt to total assets)

    Этот показатель демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. Чем меньше показатель, тем выше финансовая устойчивость компании.

    TD/TA = (ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) / АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Отношение долгосрочных обязательств к активам (Long-term debt to total assets)

    Этот показатель иллюстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов.

    LD/TA = ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


Показатели деловой активности

Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со среднеотраслевыми, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.

  • Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала (Net working capital turnover)

    Этот показатель демонстрирует, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.

    NCT = ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ

  • Коэффициент оборачиваемости основных средств (Fixed assets turnover)

    Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в его распоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений, или о неэффективной технологии производства.

    FAT = ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

  • Коэффициент оборачиваемости активов (Total assets turnover)

    Этот показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли.

    TAT = ЧИСТЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ / АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Инвестиционные критерии

Инвестиционные критерии отражают степень привлекательности ценных бумаг с точки зрения прибыли предприятия.

  • Прибыль на акцию (Earning per ordinary share)

    Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистой прибыли в денежных еденицах, приходящуюся на одну обыкновенную акцию. Увеличение прибыли на одну акцию свидетельствует о росте компании- эмитента.

    EPS = ( ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ - ДИВИДЕНДЫ ПО ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ АКЦИЯМ ) / ЧИСЛО ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ

  • Дивиденды на акцию (Dividends per ordinary share)

    Этот показатель отражает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию. Повышение дивидендов свидетельствует о росте прибылей компании и, как правило, является сигналом роста курсовой стоимости акции, в случае если до этого акции не поднимались в своей стоимости.

    DPS = ДИВИДЕНДЫ ПО ОБЫКНОВЕННЫМ АКЦИЯМ / ЧИСЛО ОБЫКНОВЕННЫХ АКЦИЙ

  • Соотношение цены акции и прибыли (Price to earnings)

    Один из главных показателей, которым руководствуется большая часть рядовых инвесторов и трейдеров рынка ценных бумаг. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он также показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании, и позволяет сравнивать цены акций на относительной основе.

    P/E = РЫНОЧНАЯ ЦЕНА АКЦИИ / EPS

  • Коэффициент выплаты (Payout ratio)

    Этот коэффициент отражает процент чистой прибыли компании, идущий на выплату дивидендов.

    PR = ВЕЛИЧИНА ДИВИДЕНДОВ / ПРИБЫЛЬ

ПРИЕХАТЬ ПОЗВОНИТЬ НАПИСАТЬ ПИСЬМО ICQ консультант
ЮРИДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ © 2000-2005 ООО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ФОРА-КАПИТАЛ"